Клер Рене (Clair), настоящая фамилия Шомет (Chomette) (1898-1981), французский кинорежиссёр. От авангардных фарсово-эксцентрических фильмов («Антракт», 1924) перешёл к созданию лирико-иронических, порой сатирических комедий: «Соломенная шляпка» (1928), «Под крышами Парижа» (1930), «Большие манёвры» (1955), «Порт де Лила» (1957; в отечественном прокате - «На окраине Парижа»), «Всё золото мира» (1961) и др. Для режиссёрской манеры Клера характерны опора на театральные и литературные традиции, тонкая наблюдательность, фантазия, юмор, музыкальность. Автор сценариев своих фильмов.
* * *
КЛЕР Рене - КЛЕР Рене (Rene Clair; наст. фам. Шомет, Chomette) (11 ноября 1898, Париж - 15 марта 1981, Нейи-сюр-Сен, Франция), французский кинорежиссер.
Сын торговца мылом, Рене с раннего детства увлекался театром, писал стихи и пьесы, ставил спектакли в кукольном театре. Во время Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт. В 1920-х гг. увлекся левой идеологией и художественным авангардом. Рене выступал с критическими статьями, снимался в фильмах Луи Фейада и Якова Протазанова (см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович).
В 1923 Клер поставил по собственному сценарию фантастическую комедию «Париж уснул». Оригинальный замысел позволил сочетать сатиру на нравы и мораль обывателя с экспериментами (движение, монтаж, ритм). В 1924 снял короткометражный фильм «Антракт», предназначенный для дадаистического спектакля. Последующие ленты Клера «Призрак Мулен Ружа» (1925) и «Воображаемое путешествие» (1926) не имели успеха. Уже в них возникает тема несовпадения мечты и реальности.
В 1927 Клер экранизировал водевиль «Соломенная шляпка», которая стала одной из лучших лент немого кино и образцом лирической комедии. Эта картина вывела Клера в число ведущих режиссеров французского кино. Его водевили «Двое робких» (1928), «Миллион» (1931), лирические и сатирические комедии «Под крышами Парижа» (1930, первая звуковая лента Клера), «14 июля» (1933), «Свободу нам!» (1932), «Последний миллиардер» (1934, приз на международном кинофестивале в Москве, 1935) отличаются оригинальными экспериментами со звуком, музыкой и изображением. В каждой ленте он ставил перед собой новые формальные задачи и с блеском их решал.
Постепенно складывается своеобразный мир клеровских персонажей, в котором представлены наиболее характерные типы межвоенной эпохи. В то же время определяется и специфический взгляд режиссера на мир, заявляющий о себе то лирическим изображением жизни обитателей окраин Парижа, то жесткой сатирой на абсурдность и античеловечность индустриализованного общества.
После 1934 Клер переезжает в Англию, а в начале Второй мировой войны - в США. Его картины 1936-1945 гг. «Призрак едет на Запад» (1935), «Красотка Нового Орлеана» (1941), «Я женился на ведьме» (1942) по-прежнему остроумны и профессиональны, но утрачивают прежнее обаяние. После войны Клер снимает во Франции фильмы «Молчание - золото» (1947), «Красота дьявола» (1950), «Ночные красавицы» (1952), однако эти фильмы не имели особого успеха у зрителей и критики, несмотря на высочайшее мастерство и оригинальные находки.
Картины позднего Клера «Большие маневры» (1955, первый цветной фильм режиссера), «Порт де Лила» (1957, другое прокатное название - «На окраине Парижа»), «Все золото мира» (1960) проникнуты лирической нежностью, поэтизируют жизнь парижских окраин, персонажей, не находящих себе места в безумном мире потребления. Последняя лента «Праздники любви» поставлена в 1965. Автор смешных и условных по манере фильмов, которые снимались в стилизованных декорациях, Клер остается символом самого счастливого периода для кино Франции, отстоявшего свою независимость и оригинальность. В 1960 Клер первым из деятелей кино был избран членом Французской академии.